Территориальное общественное самоуправления имеет глубокие корни. Одним из самых ярких его проявлений являлись сельские общины и общества.
До отмены крепостного права в России вследствие проведенной государственной реформы 1837 г. существовали сельские общества в деревнях. С 1861 г. они появились и в селениях помещичьих крестьян, которые Указом императора Александра II были освобождены от крепостной зависимости. Поэтому можно сказать, что до 1917 г. Россия уже имела практику использования при решении местных вопросов территориальных институтов общественного самоуправления.
Данная система была изменена после установления советской власти. Так, во всех российских городах с 1917 г. появились домовые комитеты. 19 августа 1924 г. было утверждено Положение об аренде и жилищной кооперации.
Согласно данному Положению учреждались новые органы общественного контроля – жилищно-арендные кооперативные товарищества. Это был этап подъема местного самоуправления в Советском Союзе.
После, в 30-х годов XX века с приходом государства к командно-плановой системе, о развитии местного самоуправления, как самостоятельного вида власти, было забыто на некоторое время.
О местном самоуправлении вновь заговорили лишь во время «оттепели». Так, в 1957 г. Советом Министров СССР была разрешена организация жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) на основе выдачи ссуд.
К этому времени относится и возрождение домовых комитетов. Постепенно возвращалось само понятие местного самоуправления, возрастала активность населения муниципальных единиц.
В 1959 г. на XXI съезде КПСС официально прозвучал термин «самоуправление». Съезд отметил, что «для нас демократия – это подлинная власть народа, это всемерное развитие самостоятельности и активности трудящихся масс, их самоуправление».
Спектр органов общественной самодеятельности – как их называли в 70 годах был широк, и включал сельские, уличные, квартальные и домовые комитеты, родительские комитеты, женские советы, советы при медицинских и культурно-просветительских учреждениях, добровольные народные дружины по охране общественного порядка.
Их основными функциями являлись организаторская и воспитательная работа по месту жительства граждан, а также взаимодействие с местными органами государственной власти.
3 сентября 1985 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об утверждении Положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР. Этот Указ был первым документом, закрепляющим системный подход при организации общественного самоуправления по месту жительства.
Современный этап становления ТОС начинается с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, что позволило создать принципиально новую правовую ситуацию в области местного самоуправления. С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проявляются новые тенденции, как в правовом регулировании, так и в практическом развитии территориального общественного самоуправления. ТОС получило прямое федеральное регулирование и гарантии своей деятельности.

Развитие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия граждан в его осуществлении в Российской Федерации является приоритетной задачей, что на сегодняшний день отмечается представителями различных уровней власти, научной общественности, экспертами по вопросам организации и функционированию института местного самоуправления.
Вопросам совершенствования местного самоуправления уделяется постоянное внимание Президентом Российской Федерации.
Механизмы привлечения населения к участию в организации местного самоуправления известны и активно применяются в жизни – это публичные слушания, местные референдумы, старосты, народный бюджет, инициативное бюджетирование, внедрение которых является элементами современного эффективного управления в органах местного самоуправления.
Огромным потенциалом обеспечения активного участия граждан обладает территориальное общественное самоуправление, которое, в силу своей социальной природы, в наибольшей степени приближено к людям.
Территориальное общественное самоуправление по своей конституционно-правовой природе является специфической формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, которая реализуется на добровольной основе, в соответствии с уставами муниципальных образований и является элементом системы местного самоуправления, но при этом имеет свои законные интересы, подлежащие защите от каких бы то ни было ограничений, в том числе со стороны муниципального образования. То есть, территориальное общественное самоуправление не может быть противопоставлено местному самоуправлению в том смысле, что оно не должно подменять его собой на определенной территории муниципального образования.
И все же, территориальное общественное самоуправление признается одним из институтов местного самоуправления.
Деятельность ТОСов базируется на трех характеристиках: соседство, самоуправление и самоорганизация. Это не просто механическое объединение жильцов одного дома или нескольких домов, а сообщество активных, небезразличных жителей, знакомых друг с другом, готовых вкладывать свои силы и время в развитие своей территории, тем самым создавая сообща благоприятную среду в месте своего проживания для себя и своих детей.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан. Границы указанных территорий устанавливаются представительным органом.
Территориальное общественное самоуправление относится к факультативным формам участия населения в местном самоуправлении. Однако для его создания одного желания жителей недостаточно – помимо инициативы населения для создания ТОС требуется решение представительного органа муниципального образования.
В некоторых муниципальных образованиях зарекомендовала себя такая форма территориального общественного самоуправления, как уличные комитеты, председатели которых от имени жителей соответствующей территории обращаются в органы местного самоуправления, учреждения и организации по вопросам, затрагивающим их интересы, осуществляют контроль за соблюдением санитарного состояния улиц, за выполнением работ по уборке, благоустройству и оборудованию придомовой территории, способствуют выявлению неблагополучных семей и лиц, незаконно проживающих на данной территории, и т.д.
Законодательство определяет коллегиальные и единоличные органы ТОС.
Территориальное общественное самоуправление сельских населенных пунктов выражается, в основном, в деятельности сельских старост – института общественной жизни малых сел, сочетающего в себе функции исполнительной и распорядительной власти в системе местного самоуправления, который не один год успешно работает в области, а с 2013 года в соответствии с Законом Оренбургской области имеет финансовую поддержку из средств областного бюджета на осуществление деятельности старост.
В удаленных от центра и малочисленных населенных пунктах старосты являются действенными представителями местной власти.
В целях развития движения старост в нашей области приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность сельских старост:
Закон Оренбургской области от 12 ноября 2013 года № 1881/569-V-ОЗ «О сельских старостах в Оренбургской области»;
Указ Губернатора Оренбургской области от 26 февраля 2014 года № 99-ук «Об утверждении перечня сельских населенных пунктов Оренбургской области, в которых осуществляется деятельность сельских старост»;
постановление Правительства Оренбургской области от 17 декабря 2014 года № 979-п «О порядке осуществления компенсационных выплат, связанных с осуществлением полномочий сельского старосты».
В настоящее время старосты на территории округа в 26 населенных пунктах городского округа работают сельские старосты в соответствии с 99-ым Указом Губернатора и получают компенсацию. В других населенных пунктах работают старосты на добровольной основе. Можно с уверенностью сказать, что институт сельских старост в населенных пунктах – это залог сохранения сельской местности и поддержка сельских жителей, он представляет собой серьезный организационный ресурс для развития местного самоуправления, потому что призван и главное, способен реально приблизить местные органы власти к жителям, повысить качество исполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Сегодня органы местного самоуправления достаточно реально осуществляют свои задачи в создании условий для реализации территориального общественного самоуправления в Кувандыкского городском округе: приняты необходимые правовые акты по вопросам урегулирования порядка создания ТОСов на территории МО.
- положение о реализации территориального общественного самоуправления в Кувандыкского городском округе;
-положение об установлении границ ТОСа;
-положение о порядке регистрации Устава ТОСа;
- положения о порядке проведения опроса, сходов, собраний (конференций) граждан на территории МО.

Прогноз погоды

Сейчас
Ясно

4 °C

23.10 Вт
Вечер

+3 +5 °C
746 мм
ЮВ,
2-4 м/с

24.10 Ср
Ночь

+3 +5 °C
743 мм
ЮВ,
3-5 м/с

Курсы валют

EUR ЦБ РФ 74.8584 -0.5118
USD ЦБ РФ 65.3101 0.0036

© 2011—2018 Портал муниципальных образований

Кувандыкский городской округ

Cделано в Опытном Креативном Бюро